Top.Mail.Ru

Почему АВТОВАЗ перестал выпускать LADA-2107 с заводским 140-сильным двигателем

Елена Липеева, 29.09.2025 07:10

ВАЗ-21079, фото: njcar.ru

Для большинства автолюбителей ВАЗ-2107 ассоциируется с размеренной ездой, простотой конструкции и доступностью. Но мало кто знает, что у этой модели существовали версии, способные удивить даже опытных водителей. В одной из модификаций стоял двигатель объёмом всего 1,3 литра, но его мощность достигала 140 л.с., что позволяло "семёрке" разгоняться до 180 км/ч.

В 1980-х инженеры работали в условиях серьёзных технических рамок. Увеличение рабочего объёма двигателя традиционно рассматривалось как путь к росту мощности, но вместе с этим возрастала масса автомобиля и появлялись новые сложности. Турбонаддув тех лет считался ненадёжным, а прогрессивные системы управления клапанами ещё не были внедрены. Всё это заставило искать альтернативные решения.

Советские спецслужбы и ведомства нуждались в машинах с высокой динамикой. Масса крупного двигателя сводила преимущества на нет, поэтому более тяжёлые моторы отпадали сразу. В качестве выхода инженеры обратили внимание на роторно-поршневые установки, которые сочетали компактность с впечатляющей отдачей при относительно небольшом объёме.

Идея не была уникальной: ещё в 1960-х немецкая компания NSU представила седан Ro 80. Этот автомобиль получил престижный титул "Европейский автомобиль года", главным образом благодаря мотору Ванкеля. При объёме менее литра двигатель выдавал 113 сил, что считалось настоящим прорывом. Именно такой подход вдохновил советских инженеров на создание необычной версии ВАЗ-2107.

Как разъяснил портал njcar.ru, достоинства роторно-поршневых моторов заключаются в сочетании небольшого веса, скромных габаритов и высокой мощности, что сулило стать выгодной заменой традиционным силовым агрегатам. Под влиянием успехов немецкого концерна NSU администрация "АвтоВАЗа" инициировала создание отечественных аналогов, получивших название "РПД ВАЗ". После серии испытаний на различных машинах, к 1980-м годам было налажено мелкосерийное производство. Базой для нетривиального двигателя послужил массовый ВАЗ-2107.

Результатом стала редкая модификация 21079. Снаружи это была типичная "семёрка", однако внутри устанавливался роторный агрегат мощностью приблизительно 140 л.с. Такой автомобиль развивал скорость до 180 км/ч, сохраняя видимость рядовой "классики". Данный симбиоз динамики и неброского облика оказался востребован в организациях, требовавших одновременно быстроты и малозаметности.

Эти машины не поступали в свободную продажу. Весь произведённый объём распределялся между органами МВД, ГАИ и иными ведомствами для выполнения служебных задач.

Однако наряду с преимуществами вскрылись и существенные недостатки. Мотор отличался чрезмерным расходом горючего - порядка 18 литров на 100 км пути. Также ахиллесовой пятой конструкции стали уплотнительные элементы: их быстрое истирание приводило к падению компрессии после 30-40 тысяч километров пробега. Схожие проблемы, стоит отметить, преследовали и зарубежных автопроизводителей, работавших с роторными технологиями. Именно по этим причинам такие автомобили не стали массовыми.

Несмотря на выявленные недостатки первых моделей, разработка роторно-поршневых двигателей на АвтоВАЗе не остановилась. К завершению 1980-х годов инженеры представили усовершенствованную модификацию - РПД-415. Её начали устанавливать на модель "Самара" (ВАЗ-2108). Потенциал новинки был впечатляющим: такая "восьмёрка" достигала скорости в 220 км/ч, что почти на 70 км/ч превышало возможности её серийного аналога.

В 1990-е годы небольшая партия автомобилей с этими моторами всё же поступила в свободную продажу. На сегодняшний день эти машины являются большой редкостью и представляют ценность в основном для коллекционеров. Примечательно, что на рынке до сих пор можно обнаружить и сами двигатели РПД-415 - некоторые предприимчивые люди выкупили остатки со складов и теперь продают их поштучно.