• Продажа автомобилей
    • Новые автомобили и автомобили с пробегом - объявления со всей России. Цены на авторынках. Купить иномарку или отечественный авто. Обмен.
  • Отзывы
    • Более 2000 отзывов владельцев автомобилей с фотографиями. Личный опыт эксплуатации авто и советы бывалых автомобилистов.
  • Запчасти
    • Поиск Б/У запчастей на авторазборках по всей России. Контрактные запчасти с минимальным износом.
  • Википедия
    • Подробный справочник по всем маркам и моделям автомобилей. Годы выпуска, фотографии, реальный расход топлива, технические характеристики.
  • Подать объявление
    • На нашем портале Вы можете подать объявление за 5 минут на 30 самых посещаемых автосайтов рунета, включая Авто ру, Дром ру и Авито.
 

Верховный суд РФ разъяснил, почему категорически нельзя препятствовать обочечникам

Елена Липеева, 06.09.2025 09:55

Обочечники, фото: njcar.ru

Ситуация знакома каждому водителю: пробка, машины ползут едва-едва, и вдруг кто-то решает объехать затор по обочине. На первый взгляд, это невинная попытка сэкономить время. На деле - нарушение, которое способно закончиться аварией. И самое важное: в подобных случаях вопрос вины далеко не так однозначен, как думают многие.

Правила дорожного движения чётко очерчивают рамки. Обочина - это не дополнительная полоса. Использовать её для езды легковым и грузовым автомобилям запрещено. Кроме того, медленно едущие машины на загородных трассах обязаны прижиматься к обочине, освобождая дорогу для более быстрого потока.

Для легковых авто нахождение на обочине допустимо только в одном сценарии: остановка или стоянка, если нет запрета. В противном случае возможен штраф в 1500 рублей, по статье 12.15 КоАП РФ.

Нарушителей этих правил осуждают и сами водители: "обочечников" на дороге не жалуют. Автомобилисты нередко перекрывают обочину своими машинами, чтобы пресечь попытки объезда пробки.

Именно поэтому Верховный суд разъяснил: при ДТП ответственность не всегда ложится исключительно на того, кто ехал по обочине. Если действия других участников дорожного движения усугубили ситуацию и привели к аварии, вина может быть обоюдной.

Принято считать, что разбор дорожных происшествий сводится к простой схеме: совершил проступок - понес наказание. Однако, как разъяснил портал njcar.ru, в реальности определение степени вины каждого участника может быть гораздо более сложной задачей.

Например, автомобиль движется по своей полосе, не совершая маневров. В это время другой водитель пытается перестроиться в его ряд с обочины. Часто такие автомобилисты апеллируют к принципу "помехи справа", рассчитывая на преимущество. Но законодательство четко гласит: приоритет сохраняется за тем, кто движется в своем ряду, не меняя направления. Следовательно, ответственность полностью ложится на того, кто выезжал с обочины, что является нарушением само по себе.

Вторая ситуация. Один автомобиль выезжает на главную дорогу со второстепенной и по правилам должен уступить путь. Однако в тот же момент по обочине главной дороги навстречу движется другой автомобилист - уже нарушитель. Водитель, выезжающий с прилегающей территории, может его не увидеть, что приводит к столкновению. Формально вина лежит на том, кто не уступил. Но поскольку второй участник также изначально действовал против правил, возникает правовая неопределенность. Этот конфликт норм оказался настолько серьезным, что потребовал вмешательства Верховного суда для его разрешения.

Изначально ситуация развивалась вполне предсказуемо. ГИБДД, оформив аварию, посчитала виновным водителя, который выезжал со второстепенной дороги. Ему назначили символический штраф - 500 рублей. В обосновании сослались на часть 3 статьи 12.14 КоАП РФ: обязанность уступить дорогу тем, кто движется по главной. Однако автомобилист не согласился с таким выводом и начал добиваться пересмотра дела. Первая, вторая и даже третья инстанции поддержали версию инспекторов: второстепенная дорога обязывает уступать - и точка.

Развязка наступила лишь в Верховном суде. Там подчеркнули: приоритет у того, кто соблюдает правила. А автомобиль, в который въехал заявитель, двигался вовсе не по проезжей части, а по обочине. Это уже само по себе нарушение, лишающее водителя каких-либо преимуществ в движении. В итоге решение нижестоящих судов отменили. Ответственность легла на того, кто решил "срезать" затор по обочине. Экономия нескольких минут в конечном счёте превратилась для него в полную юридическую вину за происшествие.

Ещё один пример. Автомобилист, пытаясь препятствовать выезду с обочины другой машины, перекрыл дорогу своим авто, выехав за сплошную на краю дороги. Если при этом произойдет столкновение, виновными признают обоих водителей.

Возврат к списку

 

Авто новости:

06
09
2025

Почему категорически нельзя садится утром за руль, не осмотрев машину

Многие водители действуют по стандартной схеме: вышел из дома, сел в машину, завёл двигатель и сразу в путь.

06
09
2025

Кто будет виноват в ДТП, если машина впереди внезапно перестроилась и затормозила

Считается почти аксиомой: если одна машина врезалась в другую сзади, отвечать за аварию будет тот, кто ехал позади.

06
09
2025

Верховный суд РФ разъяснил, почему категорически нельзя препятствовать обочечникам

Ситуация знакома каждому водителю: пробка, машины ползут едва-едва, и вдруг кто-то решает объехать затор по обочине. На первый взгляд, это невинная попытка сэкономить время. На деле - нарушение, которое способно закончиться аварией.

Все новости
 
 



Отзывы владельцев:

Skoda Karoq

На покупку Skoda Karoq настроился давно. Еще полтора года назад ездил на этом автомобиле в Германии....

Kia Seltos

Привет народ! Спешу рассказать о своем новом Kia Seltos, который забрал из салона 10 дней назад. Сро...

Toyota Sequoia

Привет! Если вы задумывались о покупке Toyota Sequoia, но ничего толком не знаете про эту машину, по...

Toyota RAV4

Приветствую! Хочу поделиться впечатлениями о новом Toyota RAV4 2019 образца 2019 года. До этого отка...

Еще отзывы Добавить отзыв

Новости дилеров:

Все новости дилеров