Что означали буквы на советских автомобильных номерах, и почему сейчас некоторые символы исключили
Советский автономер, фото: njcar.ru
За время существования СССР внешний вид номерных табличек менялся неоднократно. Наиболее заметная реформа состоялась в преддверии Летней Олимпиады 1980 года в Москве. Тогда привычные чёрные пластины с белыми символами уступили место белому фону с чёрными знаками. Этот вариант стал отправной точкой для будущего российского стандарта, хотя по ряду деталей отличался от западных образцов.
Одной из главных особенностей советских номеров было использование кириллического алфавита. Если сегодня на российских табличках допустимы лишь латинские буквы, то в те времена можно было встретить, например, "Ш" или "П" - символы, вызывавшие недоумение у иностранцев. Целенаправленно за "говорящими" комбинациями тогда почти не гонялись, но случайно полученный номер с намёком или шутливым словом приносил владельцу особую радость. Так, табличка "ЛЕЩ" стала бы настоящей находкой для заядлого рыболова.
В конце 70-х годов, параллельно с обновлением привычных номеров, на советских улицах появились необычные жёлтые регистрационные таблички. Эти "экспортные" версии полностью состояли из латиницы и цифр. Их устанавливали на автомобили, предназначенные для зарубежных покупателей, а также выдавали транспортным средствам, которыми пользовались иностранцы. Для дипломатов применялись красные номера - традиция, сохранившаяся и сегодня.
Путешествия за рубеж на личной машине в СССР были редкостью, но иногда такое всё же случалось. Для этих поездок в ГАИ выдавали временные знаки с ограниченным сроком действия. Бывали ситуации, когда дополнительные таблички не требовались, при условии, что стандартная комбинация не содержала кириллических символов. Особенно это касалось спортивных автомобилей, отправлявшихся на международные соревнования: они выезжали с родными номерами, а временные, если и получали, после возвращения сразу сдавали.
Хотя привычной для нас системы кодов регионов тогда не существовало, определить "родину" машины можно было по буквам. Так, "МО" обозначало Москву, а "ЛА" - Ленинград. Сейчас на номерных знаках регион обозначается цифрой, при этом количество русских букв было сокращено: остались только те, которые совпадают по написанию с латиницей (чтобы соответствовать европейским стандартам).
В СССР существовали автомобильные номера, которые сами по себе служили своеобразным пропуском в круги с особыми привилегиями. Например, к московской Олимпиаде была выпущена серия табличек с буквами "ОЛМ". Такие номера можно было увидеть лишь на автомобилях, задействованных в обеспечении и обслуживании спортивного праздника.
Для машин, закреплённых за высокопоставленными партийными руководителями, предназначалась комбинация "МОС". Народная фантазия быстро дала ей шуточную расшифровку - "Московский Особый Статус". А охрана Брежнева передвигалась на автомобилях с индексом "МОЛ", который в кулуарах интерпретировали как "Мы Охраняем Леонида".
Космонавты, считавшиеся национальной гордостью, имели свой особый код - "ММО". Цифры после букв соответствовали номеру их полёта в космос, и к концу 1980-х подобные машины стали встречаться всё чаще.
Существовали и так называемые "блатные" номера, которые было невозможно просто купить - они доставались благодаря связям или особому статусу. Нередко известные спортсмены просили комбинации, совпадавшие с их игровыми номерами. Так, на "Волге" легендарного хоккеиста Валерия Харламова красовалась комбинация "00-17", полностью повторяющая его номер на льду.
Авто новости:
![]() |
12
08
2025
Что означали буквы на советских автомобильных номерах, и почему сейчас некоторые символы исключилиОдной из главных особенностей советских номеров было использование кириллического алфавита. |
![]() |
12
08
2025
Водителей старых машин стали чаще останавливать во время рейдов: кто попадает в зону рискаВ последние недели в медиапространстве всё громче обсуждается новая тенденция в работе инспекторов ДПС. |
![]() |
12
08
2025
Почему на китайские автомобили ставят турбодвигатели, роботы и вариаторы, а не проверенные атмосферники и АКППНа российском авторынке за последние годы произошла любопытная перестановка сил: место привычных зарубежных брендов заняли машины из Китая. |
Все новости |
Отзывы владельцев:
Skoda Karoq
На покупку Skoda Karoq настроился давно. Еще полтора года назад ездил на этом автомобиле в Германии....
Kia Seltos
Привет народ! Спешу рассказать о своем новом Kia Seltos, который забрал из салона 10 дней назад. Сро...
Toyota Sequoia
Привет! Если вы задумывались о покупке Toyota Sequoia, но ничего толком не знаете про эту машину, по...
Toyota RAV4
Приветствую! Хочу поделиться впечатлениями о новом Toyota RAV4 2019 образца 2019 года. До этого отка...