• Продажа автомобилей
    • Новые автомобили и автомобили с пробегом - объявления со всей России. Цены на авторынках. Купить иномарку или отечественный авто. Обмен.
  • Отзывы
    • Более 2000 отзывов владельцев автомобилей с фотографиями. Личный опыт эксплуатации авто и советы бывалых автомобилистов.
  • Запчасти
    • Поиск Б/У запчастей на авторазборках по всей России. Контрактные запчасти с минимальным износом.
  • Википедия
    • Подробный справочник по всем маркам и моделям автомобилей. Годы выпуска, фотографии, реальный расход топлива, технические характеристики.
  • Подать объявление
    • На нашем портале Вы можете подать объявление за 5 минут на 30 самых посещаемых автосайтов рунета, включая Авто ру, Дром ру и Авито.
 

Зачем в СССР строили заправки в виде летающих тарелок, и почему они были удобнее современных АЗС

Елена Липеева, 09.09.2025 11:42

Парящие АЗС, фото: njcar.ru

В советский период на фоне типовой архитектуры изредка возникали экспериментальные проекты. Наряду со зданиями на пилонах и фасадными панно, в 1970-х годах возникла концепция нетипичных автозаправок. Их дисковые формы, установленные на опоры, настолько контрастировали с обычными сооружениями, что среди автомобилистов мгновенно укоренилось определение "инопланетные тарелки".

Закрепившееся также наименование "японские" объясняется реальным заимствованием проектной идеи из Японии. В этой стране такие модульные комплексы эффективно справлялись с недостатком территории в плотных городских кварталах, минимизируя занимаемую площадь.

Функционально же эти АЗС почти не отличались от традиционных. Горючее, как и везде, сохранялось в подземных резервуарах, однако раздаточное оборудование переместили наверх. Для подачи топлива на высоту использовались насосы повышенной мощности. Особой приметой сооружения были светильники, вмонтированные в кольцевую часть конструкции: они не только обеспечивали качественное ночное освещение, но и усиливали эффект футуристичного облика.

В середине 70-х годов советские власти решили протестировать новый формат автозаправок. Несколько таких объектов появились в Москве и Самаре. Всего в страну поступило около десяти комплектов оборудования. Логично возникает вопрос: зачем вообще возводить столь необычные конструкции в городах, где свободного места хватало с избытком?

Как выяснил портал njcar.ru, ключевая причина крылась в удобстве для водителей. Маневрировать возле колонок не приходилось: после оплаты оператор нажимал кнопку, и с верхней платформы опускался шланг нужной длины. Заправить машину можно было буквально за пару движений.

Инженеры думали и об архитектурной составляющей. Для своего времени такие станции выглядели ультрасовременно, создавая ощущение технологичности. Одновременно конструкция имела и практическое преимущество: отсутствие колонок на земле снижало вероятность аварий - врезаться попросту было не во что.

Сначала эти заправки казались современной идеей. Но в реальности с ними были одни проблемы. Их было очень дорого обслуживать: конструкции надо было постоянно проверять, а детали быстро ломались. Вскоре начали протекать баки с топливом, что могло легко привести к пожару.

Часто ломались и механизмы, которые опускали бензиновые шланги. Когда это происходило, заправка просто не могла работать. Детали для ремонта делали только за границей, поэтому каждая поломка означала простой на многие месяцы.

В итоге в СССР быстро отказались от этого эксперимента. Уже в 80-е годы такие "летающие" заправки по всей стране закрыли. А вот в Японии, где мало места, такие заправки прижились и работают до сих пор.

Возврат к списку

 

Авто новости:

09
09
2025

Зачем в СССР строили заправки в виде летающих тарелок, и почему они были удобнее современных АЗС

В советский период на фоне типовой архитектуры изредка возникали экспериментальные проекты.

09
09
2025

Почему задний привод в автомобиле лучше переднего

Чтобы машина шла по траектории предсказуемо, важна развесовка. У переднеприводных авто передняя часть перегружена агрегатами, и в поворотах это оборачивается сносом.

09
09
2025

Зачем нужны подрулевые лепестки в автомобиле и как ими правильно пользоваться

На первый взгляд, небольшие рычажки за рулевым колесом кажутся лишней деталью, но именно они позволяют водителю брать на себя управление переключением передач, даже если в машине стоит автоматическая трансмиссия.

Все новости
 
 



Отзывы владельцев:

Skoda Karoq

На покупку Skoda Karoq настроился давно. Еще полтора года назад ездил на этом автомобиле в Германии....

Kia Seltos

Привет народ! Спешу рассказать о своем новом Kia Seltos, который забрал из салона 10 дней назад. Сро...

Toyota Sequoia

Привет! Если вы задумывались о покупке Toyota Sequoia, но ничего толком не знаете про эту машину, по...

Toyota RAV4

Приветствую! Хочу поделиться впечатлениями о новом Toyota RAV4 2019 образца 2019 года. До этого отка...

Еще отзывы Добавить отзыв

Новости дилеров:

Все новости дилеров