• Продажа автомобилей
    • Новые автомобили и автомобили с пробегом - объявления со всей России. Цены на авторынках. Купить иномарку или отечественный авто. Обмен.
  • Отзывы
    • Более 2000 отзывов владельцев автомобилей с фотографиями. Личный опыт эксплуатации авто и советы бывалых автомобилистов.
  • Запчасти
    • Поиск Б/У запчастей на авторазборках по всей России. Контрактные запчасти с минимальным износом.
  • Википедия
    • Подробный справочник по всем маркам и моделям автомобилей. Годы выпуска, фотографии, реальный расход топлива, технические характеристики.
  • Подать объявление
    • На нашем портале Вы можете подать объявление за 5 минут на 30 самых посещаемых автосайтов рунета, включая Авто ру, Дром ру и Авито.
 

Почему двигатель на Запорожце ставили сзади, а не спереди

Елена Липеева, 07.11.2025 15:20

Запорожец, фото: njcar.ru

Среди советских автомобилей "Запорожец" выделялся сразу - по звуку работы мотора, форме и, конечно, по своему необычному устройству. В отличие от большинства машин того времени, его двигатель у него стоял не спереди, а в задней части кузова. Для многих это решение казалось странным, но у инженеров была на то веская причина - рациональность и простота конструкции.

В конце 1950-х годов руководство СССР поставило задачу - создать компактный и доступный автомобиль, который мог бы стать народным. Сначала проектом занимались инженеры "Москвича", вдохновлённые итальянским Fiat 600, у которого мотор тоже располагался позади. Позднее разработку передали на запорожский завод "Коммунар", ранее выпускавший сельхозтехнику. Так появилась модель ЗАЗ-965, получившая народное прозвище "Горбатый Запорожец".

Позже на конвейер вышли ЗАЗ-966, ЗАЗ-968 и модернизированный ЗАЗ-968М, последний из которых производился до середины 1990-х годов. Эти машины отличались простотой обслуживания и стали одними из самых узнаваемых автомобилей советского автопрома.

Перенос двигателя за заднюю ось позволил конструкторам сразу решить несколько задач. Во-первых, отпала необходимость в карданном вале, что сделало конструкцию легче и надёжнее. Во-вторых, центр тяжести сместился к ведущим колёсам, благодаря чему улучшилось сцепление с дорогой, особенно на бездорожье или снегу.

Кроме того, отказ от переднего двигателя упростил переднюю подвеску и снизил нагрузку на рулевое управление. Автомобиль стал легче, дешевле в производстве и удобнее в обслуживании - все эти факторы имели огромное значение для машины, рассчитанной на массового потребителя.

Клиренс в 175-190 мм делал "Запорожец" неожиданно проходимым: он спокойно преодолевал колею, неровности и даже просёлочные дороги. Многие отмечали, что по способности справляться с бездорожьем он не уступал куда более серьёзным моделям вроде "Нивы" или даже Suzuki Jimny.

Из-за лёгкой передней части руль вращался с удивительной лёгкостью. Даже без гидроусилителя машина поворачивала мягко и послушно. Для водителей, только начинавших осваивать автомобиль, это было большим преимуществом. "Запорожец" не требовал большой физической силы и прощал ошибки - в этом плане он отличался от тяжёлых советских седанов вроде "Волги".

Многие полагают, что мотор у "Запорожца" перенесли назад, чтобы освободить место под багажник. На самом деле это было побочным эффектом. Главной целью инженеров было удешевление производства и упрощение конструкции.

Как разъяснил портал njcar.ru, заднемоторная схема имела и обратную сторону. Система охлаждения оказалась уязвимой: в жару двигатель перегревался, а зимой быстро остывал. Из-за этого срок его службы редко превышал 50 тысяч километров вместо заявленных ста. К тому же, мотор был расположен близко к салону, из-за чего машина считалась весьма шумной.

Отопление тоже приносило проблемы. В машине стояла бензиновая печка, которая неплохо грела, но потребляла много топлива и требовала постоянного ухода. Если её вовремя не обслуживать, она начинала плохо запускаться, пахла бензином и могла даже стать причиной возгорания.

Возврат к списку

 

Авто новости:

07
11
2025

Почему двигатель на Запорожце ставили сзади, а не спереди

Перенос двигателя за заднюю ось позволил конструкторам сразу решить несколько задач. Во-первых, отпала необходимость в карданном вале, что сделало конструкцию легче и надёжнее.

07
11
2025

Почему кузова автомобилей не делают из нержавеющей стали

Когда металл долго контактирует с влагой, реагентами или грязью, появляются ржавые пятна, которые со временем превращаются в дыры.

07
11
2025

Зачем водители советских автобусов обматывали руль пластиковой лентой

В советскую эпоху у водителей автобусов были свои особые привычки, которые делали место за рулём по-настоящему индивидуальным.

Все новости
 
 



Отзывы владельцев:

Skoda Karoq

На покупку Skoda Karoq настроился давно. Еще полтора года назад ездил на этом автомобиле в Германии....

Kia Seltos

Привет народ! Спешу рассказать о своем новом Kia Seltos, который забрал из салона 10 дней назад. Сро...

Toyota Sequoia

Привет! Если вы задумывались о покупке Toyota Sequoia, но ничего толком не знаете про эту машину, по...

Toyota RAV4

Приветствую! Хочу поделиться впечатлениями о новом Toyota RAV4 2019 образца 2019 года. До этого отка...

Еще отзывы Добавить отзыв

Новости дилеров:

Все новости дилеров